Меню сайта
 
 



Концепция развития ГОУ НПО ПУ № 50

 

Лозунг программы

«Сделаем:- образование в нашем  училище хорошим  по признакам качества, мобильности и доступности;

-наших учащихся физически, психологически и нравственно здоровыми, компетентными в своей профессии, социализированными, оптимистичными и верящими в себя;

- выпускников – конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех;

- педагогику – гуманной, инновационной и вариативной;

- учителей и учащихся – успешными и застрахованными от рисков».

 

      При современных темпах обновления техники и технологии форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, особенно в условиях современного развития экономики и НТП.

 Вопрос качества профессионального обучения тесно связан с системой социально-трудовых отношений. Работодателю нужны грамотные, мотивированные к обучению и совершенствованию выпускники профессиональных училищ. С этой точки зрения качество обучения следует рассматривать как местный или региональный вопрос, так как выпускники устраиваются работать, как правило, на местные предприятия. Поэтому всячески приветствуется участие социальных партнеров в соуправлении учебными заведениями и совершенствование их деятельности.

В условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке образовательных услуг, когда каждое профессиональное учреждение (училище, школа) стремится готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, вопросы стратегического и оперативного планирования деятельности образовательного учреждения выходят на первый план. Это делает данный документ  своевременным и актуальным.

 

Введение к Программе

 

Планирование представляет собой одну из основных управленческих функций и является основой работы любой организации, в том числе профессионального образовательного учреждения.

Особенно актуальной проблема планирования становится в условиях быстроменяющейся внешней среды, когда, казалось бы, не имеет смысла говорить о планировании вообще. В таких условиях на первое место выходит умение анализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие учебного заведения; оценивать возможные риски и вероятность развития событий по тому или иному сценарию; выбирать приоритетные направления развития; осуществлять мониторинг разработанного плана, своевременно и аргументировано вносить изменения в планирование работы. От всего этого зависит успешность работы учебного заведения, его места на региональном рынке образовательных услуг и востребованность выпускников на рынке труда.

Концепция развития образования ГОУ НПО ПУ№ 50 является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебного заведения, кроме этого она служит нормативно-организационной основой, которая определяет совершенствование системы образования города, района, республики.

Целевая программа развития ПУ№ 50 города Андреаполя была составлена на основании федеральных и областных законов об образовании. На базе всестороннего анализа было сформулировано предварительное мнение всего инженерно-педагогического коллектива. В училище было проведено совещание руководителей города и заседание Попечительского совета училища.

 

 

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1 этап: 2006 – 2007 учебный год;

2 этап: 2007 – 2008 учебный год;

3 этап: 2008 – 2009 учебный год;

4 этап: 2009 – 2010 учебный год.

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Качественные показатели. Реализация Программы развития позволит заложить основы:

- достижения заданного качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;

- дифференциации и индивидуализации обучения в системе непрерывного образования;

- развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;

- повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

- максимального учета интересов и желаний учащихся и родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы;

- создания условий для творческой самореализации учителя.

 

Количественные показатели. Каждый педагог, по мере надобности, пройдет профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

 

 

Итоги развития образовательной системы

училища за 2005 – 2007 гг.

 

В Андреапольском ПУ№ 50 обучение ведется по следующим профессиям:

- «Продавец, контролер-кассир»;

- «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х производстве»;

- «Тракторист – машинист с\х производства»;

- «Сварщик».

 

В организации учебного процесса используются такие формы, как:

- уроки;

- лекции, семинары, практикумы (лекционно-зачетная форма);

- консультации;

- конкурсы;

- предметные недели;

- открытые уроки.

 

Основными элементами контроля за учебно – производственной работой являются:

- состояние преподавания специальных дисциплин;

- качество знаний, умений и навыков учащихся;

- качество ведения учебной документации;

- выполнение учебных программ и предусмотренного учебного плана;

- подготовка и проведение итоговой аттестации;

- выполнение решений педагогических советов, методических совещаний, совещаний при директоре.

 

В училище проводится постоянная работа по совершенствованию учебно-материальной базы; созданию необходимых условий для качественной подготовки рабочих и специалистов. В период с 2005 по 2007 гг. приобретены учебники, методическая литература, оборудована электромонтажная мастерская, приобретены инструменты для рабочих мест. Оборудована спортивная площадка. Для кабинета ПДД и учительской приобретена компьютерная техника.

Четко налажена работа по устройству учащихся  на производственную практику. Все учащиеся групп проходят производственную практику своевременно по ранее заключенным договорам в хозяйствах и на предприятиях района, по выбранной специальности, более 50% учащихся работают на оплачиваемых рабочих местах.

Ежегодно, в целях повышения квалификации учащихся, улучшения качества профессиональной подготовки, учащиеся ПУ№ 50 участвуют по получаемым ими профессиям в областных конкурсах профессионального мастерства. Этим конкурсам предшествуют внутриучилищные конкурсы профессионального мастерства и недели по профессиям, ставшие уже традицией.

В 2006 – 2007 учебном году в нашем учебном заведении открыта новая профессия «Сварщик».

Училище располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами. В

настоящее время педагогический состав ПУ№ 50 укомплектован на 100%, из них 52%

имеют высшее образование; 22% - средне – специальное.

Преподаватель спец. дисциплин Дмитриев И. М. имеет звание «Почетный работник профессионально-технического образования».

Директор училища Николаева Н. А. имеет звание «Отличник народного образования».

За данный период повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей проходило через их самообразование, открытые уроки, школу молодых специалистов.

В 2005 – 2006 учебном году в г.Твери прошли подготовку на курсах повышения квалификации  мастера производственного обучения Трофимчик В. И., Тарасов А. А. и директор Николаева Н. А. 

Воспитательная работа осуществляется через связь с родителями, классные часы, участие в художественной самодеятельности, спортивную деятельность и через совместную работу КДН и ППН.

Организуются встречи с представителями органов внутренних дел, с врачами ЦРБ, районной библиотекой.

Ежегодно проводятся внутриучилищные соревнования на «Лучший кабинет», на «Лучшую комнату в общежитии», на «Лучший конспект». Ко всем праздникам  и значимым событиям ребятами выпускаются яркие и красочные газеты.

Постоянно проводятся экскурсии. Уделяется большое внимание работе с трудными подростками, в том числе с детьми – сиротами и опекаемыми. Также большое внимание уделяется трудовому воспитанию учащихся.

Производственной деятельности в училище нет, но на платной основе организованы платные курсы продавцов и водителей категории «В», «С».

Прибыль от курсов пошла на укрепление материально – технической базы училища.                                                                              

 

Цели и задачи Программы развития

училища на 2007 – 2010 уч. гг.

 

Программа развития ПУ№ 50 г. Андреаполя определяет основные направления деятельности образовательного учреждения. При этом мы прекрасно понимаем, конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает неизбежными постоянные корректировки.

 

В качестве концептуальных основ деятельности училища определены его цели, задачи, условия и направления их реализации.

Педагогический коллектив определил следующие основные программные цели:

- развитие системы начального профессионального образования в училище как базовой первой ступени системы непрерывного образования Тверской области;

- участие в интеграции образовательного пространство Тверской области по подготовке специалистов, соответствующих требованиям рынка труда и государственных образовательных стандартов;

- укрепление системы социального партнерства с местными предприятиями (рынками труда), местными органами власти, общественными организациями с целью согласованности и реализации интересов всех участников этого процесса;

- совершенствование качества подготовки учащихся;

- обеспечение освоения и внедрения в образовательный процесс училища новых педагогических и информационных технологий;

- воспитание социально активных, творчески развитых личностей, овладевших системой общечеловеческих ценностей, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего труда.

 

Указанные цели могут быть выполнены за счет реализации следующих групп задач:

1) модернизировать управленческую и экономическую деятельность училища;

2) развивать и обновлять учебно – материальную базу, ориентироваться на высокотехническое производственное оборудование;

3) оптимизировать уче6но – воспитательный процесс, что означает:

- опора на Государственные образовательные стандарты;

- доработка в целях совершенствования учебных планов и программ;

- внедрение в учебный процесс новых форм, методов и технологий обучения, отвечающих развивающему, деятельностному, творческому характеру образования, ориентированных на личность обучающихся;

- активизация познавательной  деятельности учащихся;

- обеспечение взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей;

- гибкость в выборе содержания, форм, методов и средств обучения с учетом специфики профессий и требований к ним;

4) организовывать творческую работу коллектива ИПР. Для этого необходимо:

- повышение уровня и содержания научно – методической работы;

- применение новых методов, технологий и новаторского опыта в практике работы училища;

- через курсовую подготовку и самообразование повышение квалификации;

- проведение на базе училища районных семинаров, конкурсов, открытых уроков;

- привлечение для участия в семинарах, объединениях методических работников области, представителей научной деятельности.

5) совершенствовать профессионализм учащихся путем:

- внедрения технологий развивающего обучения;

- увеличение творческих заданий  и уровня проблемности в обучении;

- привлечение учащихся к творческой работе во внеурочное время;

- участие обучаемых в областных профессиональных конкурсах.

6) направлять воспитательную работу на:

- формирование высоконравственной личности;

- развитие ученического самоуправления.

 

 

Условия реализации Программы развития

 

Субъективные (внутренние) условия:

- готовность педагога и учащегося к инновационным процессам;

- рефлексивность, гибкость мышления;

- мотивация на непрерывный профессиональный рост;

- способность инженерно – педагогических работников училища генерировать, продуцировать новые представления, идеи, проектировать и моделировать их;

- самоактуализация преподавателя в педагогической профессии;

- принятие личности учащегося, его интересов;

- ориентация на творческие интересы педагогов и учащихся.

 

 

Объективные (внешние) условия:

- создание гибкой системы развития училища со сложившейся системой методов управления образовательным пространством;

- целенаправленное развитие системы социального партнерства, поддержка интегративных процессов как внутри училища, так и на уровне региона;

- установка на инновацию как средство осуществления целей и решения поставленных задач;

- установка на актуализацию рефлексивной деятельности инженерно – педагогических работников;

- направленность на апробацию и внедрение современных педагогических и информационных технологий в образовательный процесс училища.

 

План мероприятий по реализации

Программы развития

 

С целью более успешного достижения основных целей и задач Программы составлены основные мероприятия по её реализации.

- Организация методической работы с учителями по отработке и отслеживанию государственного стандарта образования через квалификационные экзамены в выпускных группах.

- Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках училища, вне училища, включение педагогов в сетевую систему повышения квалификации.

- Структурирование всех видов методической деятельности в соответствии с заявленными целями училища.

- Постоянное ознакомление на училищных методических комиссиях педагогического состава  с новыми технологиями и внедрение их в учебный процесс.

- Организация постоянно действующего семинара педагогов по теме «Принципы деятельности педагога в инновационной среде».

- Разработка и внедрение системы по стимулированию инновационной деятельности учителей.

- Разработка принципа и начало обмена методическими разработками с другими образовательными учреждениями через сеть Интернет.

- Создание режима потребности в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, видеозаписи уроков, публикации своих разработок в периодической печати районного уровня.

- Разработка и совершенствование мониторинга качества педагогической деятельности в условиях развития училища.

- Совершенствование деятельности Попечительского совета.

- Проведение тематических родительских собраний, дней открытых дверей, общешкольных собраний, лекториев и т.д.

- Разработка системы психолого-педагогического определения и анализа дифференцированных склонностей, способностей и интересов учащихся.

- Совершенствование системы психолого-педагогических мероприятий по выявлению и актуализации ресурсов личностного развития учащихся.

- Продолжить работу со службой занятости населения в вопросе подготовки  и переподготовки кадров для нужд города и района.

- Усовершенствовать комплекс мер по взаимодействию с центром занятости населения города.

- Разработать и экспериментально апробировать профессиограммы.

- Создать условия для эффективной работы пе6дагога – психолога через обеспечение средствами информационных и коммуникационных технологий, аудио- и видеотехникой.

- Ознакомить педагогов и мастеров п\о с требованиями оформления кабинетов как обучающих лабораторий, работающих в режиме развития.

- Совершенствование деятельности Совета училища.

- Дальнейшее совершенствование комплексно-целевой программы участия учителей и учащихся ПУ в творческих конкурсах различного уровня.

- Совершенствование дидактического, методического, инструкционного материала; поурочное планирование учебных дисциплин.

- Разработка и совершенствование системы внутриучилищных конкурсов, различных игр и проектов, интеллектуальных марафонов.

- Мониторинг по укреплению производственной и ученической дисциплины с использованием правил, инструкций, приказов, поощрений и наказаний.

- Дальнейшее оборудование рабочих  мест и кабинета для сварщиков.

- Старшему мастеру, мастерам п\о содержать в исправном состоянии закрепленную за ними технику.

- Продолжить оборудование ангара, автодрома.

 - Постоянное пополнение и своевременная замена спортивного инвентаря (согласно срокам эксплуатации).

- Дальнейшее укрепление учебно-материальной базы.

 (План мероприятий по укреплению учебно-материальной базы ГОУ НПО ПУ№ 50 прилагается).

- Продолжить вести образовательную деятельность на платной основе по профессиям: «Продавец, контролер-кассир», «Электрогазосварщик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х производстве», «Слесарь по ремонту в с\х производстве», «Водитель автомобиля категории «В», «С», «В, С».

- Дальнейшее оказание платных услуг населению по перевозке грузов и выполнению хозяйственных работ.

 - По мере надобности, согласно запросам рынка труда и интересам населения, открытие на базе училища новых профессий:

* секретарь – референт;

* парикмахер;

* социальный работник;

* автослесарь по ремонту электрооборудования;

* слесарь КИП и А  (контрольно – измерительные приборы и автоматика).

 

 

Модель выпускника училища

 

Очень важно планируя работу образовательного учреждения четко представлять выходные параметры продукции нашей деятельности – модель выпускника ПУ – 50.

Основными характеристиками выпускника, кроме соответствия требованиям профессионально – квалификационной характеристики должны быть:

- профессиональная самостоятельность – умение преодолевать различные трудности, добиваться отличного качества продукции за счет планирования и самоконтроля выполняемой профессиональной деятельности, проявления активности и творчества при выполнении порученного задания;

- профессиональная мобильность – способность быстро осваивать новые специальности, технологии и новшества, способность переключаться с одного участка на другой, совмещать различные трудовые функции;

- высокий уровень трудовых и нравственных качеств личности выпускника – трудолюбие (трудовая активность и добросовестность), высокая трудовая нравственность (уважительное отношение к труду и положительно ориентированные взаимоотношения в трудовой деятельности).

Культура выпускника – общечеловеческая культура, культура трудовой деятельности, культура сознания  и мышления, культура самодисциплины, коммуникативная культура, высокая требовательность к себе, сформированность представлений о ценностях и уровне достижений мирового сообщества в целом и в области объектов профессиональной деятельности;

- творческое профессиональное мышление – владение оперативным мышлением в процессе производственной деятельности, умения анализировать, обобщать, сопоставлять, делать логические умозаключения и выводы.

- знания в области экономики, права, экологии;

- рефлексия, адекватная самооценка, толерантность

Рефлексия – осмысление своих качеств, как личности и профессиональных качеств, своего места и роли в трудовом процессе и на этой основе выработка путей личностного и профессионального совершенствования и роста.

 

 

Возможные риски процесса

реализации Программы

 

Эффективность обучения в учреждениях начального профессионального образования снижают и затрудняют.

1.                      Проблематичность финансирования материально – технической базы, а интенсификация образовательного процесса невозможна без модернизации технических средств обучения, которые призваны повышать эффективность обучения, воспитания и развития, усиливать их здоровьесберегающий аспект.

(Сложность осуществления дифференцированного подхода в обучении, особенно профессионального блока, из-за недостаточной оснащенности материалами и оборудованием).

2.                      «Старение» педагогических кадров и недостаточность притока молодых кадров приводят к угрозе психоэмоционального «выгорания».

3.                      Опасная тенденция к сокращению контингента учащихся вследствие демографического спада.

4.                      Отсутствие конкурсной ситуации среди педагогических кадров, что приводит к определенному профессиональному застою.

5.                      Низкий уровень мотивации учения.

6.                      Слабо решаемая концепция развивающего обучения.

7.                      Пока еще большая распространенность фронтальных форм обучения.

8.                      Зачастую низкий уровень познавательной самостоятельности в учении.

9.                      Слабо реализуемая концепция рефлексии в обучении.

Ключевыми принципами на уроках должны быть активность, самостоятельность, общение. Обучающимися усваивается хорошо и прочно то, что достигается их собственным трудом, ролевая позиция преподавателя – организатор, стимулятор, координатор, консультант активной самостоятельной деятельности обучающихся.

 

Таким образом, планирование – это непрерывный процесс, в котором должны быть задействованы все сотрудники образовательного учреждения. Только в этом случае планирование будет эффективным и реализованным в жизни. Причем, основное внимание при планировании должно быть уделено согласованию видений, целей, критериев и ознакомлению с ними всех сотрудников образовательного учреждения. Без основательной информационной поддержки процесса планирования план не сможет выполнить свою основную функцию – координацию деятельности подразделений и персонала образовательного учреждения.   

 

 

 


ГОУ НПО ПУ № 50 г. Андреаполь